Как доктрина информационной безопасности повлияет на украинцев
В Украине появилась доктрина информационной безопасности, где отражены не только актуальные угрозы нацинтересам в информационной сфере, но и предписания ведомствам и министерствам следить за интернетом и СМИ. Пока украинцы в сети сравнивают доктрину с аналогичным документом в России. Можно ли будет в Украине сесть за пост в сети.
В СНБО доктрину утвердили еще в декабре прошлого года, однако подписал ее президент только в минувшую субботу. По словам медиаэксперта Татьяны Поповой, подобный документ должен был появиться еще в 2014-м, когда над ним и началась работа. Замминистра информационной политики Дмитрий Золотухин согласился с тем, что доктрину нужно было принимать давно: "Об этом много говорили нардепы, в том числе и в рамках коалиционного соглашения, органы нацбезопасности и обороны. Не последнюю роль в задержке сыграл разразившийся в стране год назад политический кризис, который мешал утверждению доктрины в разных ведомствах". Как отметил Порошенко, необходимость в таком документе продемонстрировали в РФ, используя технологии гибридной войны и превратив информационную сферу в арену противостояния.
В самом документе речь идет о предоставлении Кабмином СБУ и Министерству информполитики механизмов выявления и блокирования в интернете информации, угрожающей украинцам. К таким данным авторы причислили пропаганду войны, разжигание национальной и религиозной вражды, призывы к изменению конституционного строя. Также запрещены доктриной пропаганда коммунистической, нацистской и тоталитарной символики.
Мониторить на предмет нарушений чиновники будут не только блоги, посты в соцсетях и другую деятельность в интернете украинцев, но и СМИ. Кроме того, власти хотят запустить постоянный мониторинг пропаганды со стороны государства-агрессора, чтобы оперативно отвечать на нее. Как отмечается в самой доктрине, теперь Кабмин должен посчитать, во сколько обойдется финансирование программ и координировать работу министерств и ведомств. Помогать правительству в этом будет СНБО. Конкретные наказания за нарушения правил доктрины пока не разработаны, это обещают сделать в ближайшее время.
Документ пришелся не по вкусу многим экспертам и правозащитникам. "Свобода слова? Нет, не слышали. Противодействовать пропаганде можно только одним способом — создавая качественный и объективный контент. Но если это сложно, гораздо проще идти путем запретов, хотя это и не тот путь, который нужен развивающейся стране", — говорит представитель правозащитной организации Amnesty International Украина Татьяна Мазур.
В свою очередь политолог Руслан Бортник отмечает, что в самой доктрине нет ничего противоправного или неконституционного, и кардинально она пока ничего не поменяет. "Одно дело заявить какие-то механизмы, а другое — иметь технические или финансовые возможности для них. Но есть одна большая опасность — анализ и прочесывание интернета на предмет неугодной информации надо было выписать более конкретно. Сейчас есть угроза, что под такую категорию данных может подпадать любая неугодная информация. В таких случаях может начаться "охота на ведьм", когда украинцев будут привлекать к ответственности за какие-то записи в интернете", — резюмирует эксперт.
В свою очередь в Министерстве информполитики подчеркивают, что позиций, ограничивающих гражданские права, в документе нет. "Но подобные заявления будут предохранителем. То есть у гражданского общества должна быть своя "дубина", которая предупреждала бы: мы не позволим, чтобы госполитика использовалась для сокращения каких-то гражданских прав. Люди должны мониторить, как применяется документ и не молчать в случае нарушений", — сказал Золотухин.