Обстрелы в Газе показали хрупкость всей ситуации, – Guardian
Пока не вздыхайте с облегчением. Во вторник вечером группировка ХАМАС и другие боевые фракции в секторе Газа заявили о принятии режима прекращения огня после крупнейшей эскалации со времени войны в 2014 году. Израиль заявил о том, что его действия будут определяться "шагами на местах". Если это действительно снизит напряжение, это будет более чем приветствоваться. Однако в лучшем случае это станет лишь временной панацеей. В течение года были предупреждения о том, что еще одна война - четвертая с момента, когда ХАМАС получил контроль над сектором Газа в 2007 году - может быть в пути. В последней погибли более 2250 палестинцев - более половины из них гражданские лица, и более 70 израильтян, том числе шестеро гражданских. В результате массовых разрушений в секторе Газа 100 тысяч человек остались без крыши над головой, что обострило и без того тяжелые обстоятельства, пишет The Guardian в своей редакционной колонке.
Газета отмечает, что насилие вспыхнуло, так как палестинцы начали еженедельные протесты вдоль пограничного забора с Израилем в марте. Израиль применил оружие; 170 демонстрантов погибли и еще тысячи получили ранения. Стреляли ракеты и наносили авиаудары. Попытка успокоить ситуацию - с Египтом выступает в качестве посредника - оказалось, окупаются в течение последних недель, после того, как восстановились поставки топлива, которые увеличат энергоснабжение, и разрешение на помощь в размере $ 15 миллионов помощи от Катара, позволяющей ХАМАС выплатить долги по зарплатам госслужащим и полицейским. Представители ХАМАС пытались пресечь интенсивность протестов.
Затем последовал израильский рейд в воскресенье, в ходе которого в перестрелке погибло семь боевиков ХАМАС и израильский солдат. Израильские СМИ сообщили, что миссия по сбору разведанных пошла не по намеченному сценарию. Даже если ХАМАС принял эти сообщения, группировка никогда бы не допустила, чтобы рейд прошел без ответа. ХАМАС выпустил около 400 ракет и мин из Газы, в то время как израильские военные провели более 100 ударов, нацеленных на телеканал ХАМАС, а также военные позиции.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху предупредил в воскресенье о "ненужной" войне. Ни одна из сторон не считает, что другой хочет нового конфликта. Это само по себе является опасностью. Как сообщила Международная кризисная группа этим летом, "каждая сторона также находится под растущим давлением, чтобы подтолкнуть другого к пропасти", и у сторон есть нереалистичные оценки минимальных требований другого. Когда такой потенциал для недоразумений привязан к фундаментальным разногласиям, риски реальны и огромны.
Между тем многие в Израиле видят масштабы атак ХАМАС в качестве доказательства того, что для его удержания требуется более жесткая позиция. Они будут еще больше обеспокоены тем, что ХАМАС, похоже, собрал крупный запас вооружения, чем считалось ранее, и что он, кажется, испытывает израильскую систему ПВО "Железный купол". И соответственно адаптирует тактику.
Трамп поддержал израильских ястребов, которые очень часто добивались успеха в подталкивании Нетаньяху вправо. Трамп не сомневается в том, что он не видит США в качестве арбитра, но как чемпионом Израиля. Он выбрал послом Джейсона Гринблатта, перенес посольство в Иерусалим, а также прекратил финансирование Агентства ООН, помогающего миллионам палестинских беженцев, и глава Белого дома отменил финансирования программ в Газе. Всем этим от направил четкое сигнал на право Израиля обессилить Палестинскую администрацию и углубил отчаяние палестинцев. Никто не может всерьез представить себе, что обещанный мирный план администрации, который, как ожидается, скоро опубликуют, действительно изменит картину. В прошлом году израильский правительственный регулятор вынес вердикт последнему конфликту в Газе и роли Нетаньяху. Контрольный военный орган обнаружил не только то, что страна не смогла подготовиться к тактике ХАМАС, но также не рассматривала дипломатические шаги, которые могли бы привести к деэскалации конфликта и проигнорировали растущий гуманитарный кризис в секторе Газа. Риск еще одной войны будет оставаться столько же, сколько в Газе будет безрассудство.