The Economist: "Северный поток-2" — российская ловушка для Европы
В случае, когда у проекта нет коммерческого смысла, существует два варианта, зачем его реализуют: либо его спонсоры дураки, либо у них другие мотивы. Поскольку Владимир Путин не дурак, предположим, что его трубопровод "Северный поток-2" на самом деле является коммерческим проектом, а дураки — европейцы, в частности немцы, пишет журнал The Economist в свежем выпуске.
На этой неделе, после последовательного давления со стороны Германии, ЕС согласился с тем, что его правила должны применяться к "Северному потоку-2" — трубопроводу стоимостью 9,5 миллиардов евро. В результате проект почти наверняка реализуют, хотя, возможно, с задержками.
"Северный поток-2" проходит от Выборга на западе России через Балтийское море до Грайфсвальда на северо-востоке Германии. Строительство началось в прошлом году и может быть закончено к концу 2019-го. С экономической точки зрения, в проекте нет необходимости. У существующих газопроводов нет недостатка в пропускной способности: транзитный газопровод, проходящий по территории Украины и Польши, функционирует замечательно. Кроме того, семь лет назад уже был построен "Северный поток", доставляющий энергоресурсы непосредственно в Германию. Ожидается, что в ближайшее время спрос со стороны европейцев на импортный газ не достигнет настолько высокого уровня, который потребовал бы строительство дополнительного трубопровода. Это связано в том числе с ростом популярности возобновляемых источников энергии. Неудивительно, что единоличным акционером проекта является российский энергетический монополист "Газпром". Реальные цели проекта — политические.
Здесь есть три основных аспекта. Во-первых, "Северный поток-2" наносит прямой ущерб Польше и Украине — двум странам, которые ненавидит Путин, и в одну из которых он вторгся в 2014 году. В настоящее время большая часть поставляемого в Европу российского газа проходит через Украину. "Северный поток-2" позволит России сократить до минимума поставки через Украину, что лишит украинское правительство транзитных сборов. Без "Северного потока-2" существует предел тому, сколько вреда Россия может причинить Украине, прежде чем она поставит под угрозу собственную экономику. Следовательно, основной целью проекта является обход Украины и Польши (для которой те же соображения применимы в меньшей степени), как это и было с нереализованным "Южным потоком".
"Северный поток-2" также предоставляет России инфраструктуру в Балтийском регионе, что может служить оправданием для расширения ее военного присутствия там. Это беспокоит страны Балтии, как и Польшу.
Кроме того, "Северный поток-2" увеличит зависимость Европы от российских энергоносителей. Обходя транзитные государства и сокращая сборы, Россия может снизить цену на газ. В краткосрочной перспективе это положительный момент для немецких энергопотребителей. Но дальнейший упор на Россию противоречит политике ЕС, которая в течение последнего десятилетия заключалась в диверсификации поставок энергоносителей, отчасти по соображениям безопасности. Одним из аспектов этой политики было требование, чтобы поставщики газа были более открытыми и прозрачными в отношении своих затрат для обеспечения надлежащей конкуренции и предотвращения государственных субсидий. В частности, добыча газа должна быть отделена от транспортировки газа.
Это была попытка применить это правило к трубопроводам, происходящим из-за границы, таким как "Северный поток". После изменений, согласованных на этой неделе, немецкие регуляторы будут нести ответственность за реализацию рыночных энергетических правил ЕС. Европейская комиссия сохранит некоторый контроль — лучше, чем ничего, но тем не менее это отступление от правил. Похоже, что канцлер Германии Ангела Меркель ценит дешевую энергию больше, чем европейскую безопасность. Как продемонстрировала Россия в 2006 и 2009 годах, когда она ограничила поток газа через Украину, она готова использовать газ в качестве политического оружия.
Наконец, "Северный поток" разделил западных союзников, настроив Восточную Европу против большей части Западной Европы и вбив клин между Европой и США, которые долгое время выступали против трубопровода. При президенте Дональде Трампе, который хочет, чтобы Германия импортировала американский газ, США могут наложить санкции на компании, участвующие в строительстве трубопровода.
Короче говоря, "Северный поток 2" может сделать Украину, Польшу и страны Балтии менее защищенными, подорвать энергетическую стратегию ЕС, дать России большую рычаг давления на Западную Европу и посеять раздор между союзниками по НАТО. Для Путина создание такой большой проблемы всего за 9,5 миллиардов евро кажется выгодной сделкой. Для Европы это ловушка.
Загадка в том, почему Германия повелась на это и заставляет Францию сделать то же самое. После российского вторжения в Украину Меркель стала одним из сильнейших сторонников оказания давления ЕС на Россию. Возможно, требования немецкого бизнеса, усиленные после ее ошибочного решения закрыть в 2011 году атомные электростанции Германии, превзошли все остальные принципы. Или, возможно, есть еще какая-то причина.
Пока нет доказательств, что строительство трубопровода повлияло на политику Германии в отношении России, но многие немцы встревожены этой возможностью. Путин, как всегда, рад вызвать такие сомнения.
- Украина и Польша обсудили противодействие реализации “Северного потока-2”
- Зеленский обсудил с главой Еврокомиссии угрозы для Украины от запуска "Северного потока-2"
- Глава ЦРУ встретился с канцлером Германии незадолго до визита Блинкена. Обсуждали Украину
- Вопрос национальной безопасности: Украина настаивает на остановке "Северного потока-2"