Век гривни. Как создавалась украинская национальная валюта
Украинской гривне 1 марта 2018 года исполнилось 100 лет. Закон о первой украинской национальной валюте был принят в момент активной фазы войны с большевиками, говорит историк Юрий Евтушенко.
С самого начала создания Центральной Рады в марте 1917 года, перед украинской властью встал вопрос о национальной валюте. Средства, которые направлялись Временным правительством для поддержки деятельности украинских учреждений были довольно ограничены и их катастрофически не хватало. Руководство Центральной рады на одном из своих заседаний приняло решение о создания украинского национального фонда, то есть такой организации, куда небезразличные люди жертвовали деньги для поддержки украинского государства.
"Стоит упомянуть свидетельство секретаря Центральной Рады Михаила Еремиева. Он вспоминает, что в один такой период было собрано 3,5 миллионов рублей для поддержки деятельности Украинской Центральной Рады. Но мы знаем, что уже в июне сформировалось украинское правительство, Генеральный секретариат, начала развиваться национальная жизнь, но средств все равно не хватало", — говорит историк Юрий Евтушенко.
В те времена украинский народ называл повсеместно использовавшиеся российские рубли карбованцами. Это принял во внимание глава Центральной Рады Михаил Грушевский, размышляя о создании национальной валюты. Уже 1 января 1918 года Центральная Рада утвердила временный закон про выпуск государственных кредитных билетов УНР — карбованцев. Грушевский подчеркивал, что это будет лишь переходная валюта.
1 марта 1918 года Малая Рада (промежуточный орган, действующий между сессиями Центральной Рады) в Житомире принимает закон о первой украинской национальной валюте — гривне. Столь важное историческое решение было принято не в Киеве по причине противостояния большевиков и УНР.
"Мы знаем, что 8 февраля 1918 года украинские войска покидают Киев, отступают в сторону Житомира, потом они двигаются на запад к Сарнам. После этого начинает формироваться украинская регулярная армия. И потом уже с помощью немецких войск эта небольшая украинская армия снова начинает двигаться в сторону столицы — Киева. И как раз события 1 марта, когда был принят этот закон, застали Центральную Раду в Житомире", — отмечает историк.