Какой будет финансовая полиция в Украине
Сегодня Верховная Рада в первый раз может рассмотреть вопрос о создании финансовой полиции, или Национального бюро финансовых расследований. Этот вопрос стоял в парламентской повестке дня 7 июня, но на него депутатам не хватило времени. Впрочем, если учесть, что закон о финансовой полиции ждал своего часа 10 лет – один день задержки роли уже не играет.
Десять лет раздумий
Идея финансовой полиции для Украины не нова. Создание органа досудебного расследования налоговых, таможенных и других финансовых преступлений было задумано еще 10 лет назад, когда страна огласила курс на Европу и вступление в НАТО. Собственно, как и создание Антикоррупционного суда. Подобные органы – норма не только для Европы, но для большинства цивилизованных стран.
Тогда, в 2008 году, решили реформировать систему органов уголовной юстиции, создав отдельно национальную, финансовую и военную полицию, а также следственный отдел СБУ и Антикоррупционный суд. Соответствующее решение Совета нацбезопасности было введено в действие указом президента 8 апреля 2008 года.
Реформой предусматривалось, что новый правоохранительный орган будет выделен из налоговой службы (сейчас – Государственная фискальная служба), переберет на себя полномочия всех ведомств, занимающихся финансовыми преступлениями (Нацполиции, СБУ и др.), и будет подчиняться Министерству финансов.
Первая попытка создать финансовую полицию была предпринята еще до Майдана, в 2012 году. Был разработан законопроект, который предусматривал создание финполиции на новых принципах, благодаря чему будет сведено до минимума общение добросовестных налогоплательщиков с проверяющими органами, сделан акцент на аналитической, а не карательной деятельности проверяющих – одним словом, были перечислены все те позитивы для бизнеса, о которых говорится и сейчас. Застопорилось все на вопросах подчинения финполиции: премьеру или президенту? В итоге до рассмотрения проекта так и не дошли.
В конце 2016 года о финансовой полиции вспомнили вновь. В марте 2016 года в Верховную Раду был подан проект закона "О финансовой полиции" (№4228), подготовленный группой депутатов из "Самопомощи", БПП, Радикальной партии и "Народного фронта". Но он ни разу не был вынесен на рассмотрение Верховной Рады. А в конце 2016 года Кабинет министров подал свой законопроект, который впервые попытался регламентировать деятельность будущей финансовой полиции. Он назывался "О внесении изменений в Налоговый кодекс (об улучшении инвестиционного климата в Украине)". И в этом документе название "финансовая полиция" не упоминается вообще, но ее создание запланировано на будущее. Некоторые эксперты полагали, что таким образом пытались затянуть создание финансовой полиции. Другие говорили, что это был "компромиссный вариант", который позволил хоть немного продвинуться в решении дискуссионного вопроса.
Кабминовский проект прошел парламент буквально за месяц и вступил в силу с 1 января 2017-го. При этом оказалось, что впопыхах ликвидировали и налоговую милицию. Как потом говорилось, "из-за технической ошибки". Которую, правда, решили не исправлять, а создать, наконец, новый орган финансовых расследований. "Стоит ли исправлять ошибку, опять легализуя репрессивную налоговую милицию? Очевидно, что нет. Нужно двигаться только вперед", – написал тогда на своей странице в Facebook новоназначенный глава Минфина Александр Данилюк (который был уволен вчера – в день, когда закон о финполиции впервые должен был рассматриваться парламентом).
В 2017-м в Верховную Раду поступило сразу 3 законопроекта о новой службе противодействия злоупотреблениям в сфере финансов. Правда, эта служба уже называлась не "финансовой полицией", а "Национальное бюро финансовой безопасности".
19 марта был подан в Раду проект Нины Южаниной – №8157. На следующий день, 20 марта, зарегистрирован одноименный законопроект группы депутатов "Самопомощи", БПП, "Народного фронта" и других – №8157-1. А 3 апреля появился третий законопроект – со старым названием ("О правовых основах организации и деятельности финансовой полиции". Ему был присвоен номер 8157-2.
Законопроекты 8157 и 8157-1 планировалось рассмотреть в апреле, однако в парламенте не набралось голосов, даже чтобы включить их в повестку дня. Так что сейчас парламенту предстоит впервые высказаться по вопросу новой финансовой службы.
В чем разница между проектами
Одним из вопросов, который по-разному трактуется в проектах, стал, опять-таки, вопрос подчинения новой службы. В проекте Нины Южаниной декларируется "независимость Нацбюро финансовой безопасности от всех государственных институций", но подотчетность Верховной Раде и президенту. Назначение главы Нацбюро также возлагается на президента.
Оба альтернативных проекта предлагают подчинить Нацбюро финбезопасности (финполицию) Кабмину через Министерство финансов. Они акцентируют: среди полномочий гаранта отсутствует контроль над финансовым ведомством. А Конституция запрещает принимать законы, которые бы расширяли его полномочия.
Впрочем, вопросы национальной безопасности – как раз компетенция президента. А новый вариант названия структуры – Национальное бюро финансовой безопасности – как раз содержит слово "безопасность"
Авторы законопроектов 8157-1 и 8157-2 критикуют проект 8157 также за то, что он позволяет набирать в новую структуру "старых" налоговиков и таможенников. Еще – за то, что назначенный президентом глава НБФБ сможет занимать эту должность неопределенный срок. Кроме того, НБФБ частично перебирает на себя функции НАБУ, чем закладывает основы неэффективной работы этой структуры, считают авторы альтернативных законопроектов. Есть у них и целый ряд других замечаний.
Основные положения законопроекта 8157 приведены в таблице.
За основу разработки обоих альтернативных проектов был взят "старый" законопроект от 2016 года. Тексты проектов 8157-1 и 8157-2 совпадают процентов на 80, но 8157-2 является как будто дополненным и конкретизированным вариантом 8157-1.
Есть и более серьезные отличия. Например, проект 8157-1 предлагает установить предельную численность личного состава НБФБ в 3000 человек, а 8157-2 – в 1500 человек. При этом в обоих проектах есть ремарка, что "предельная численность личного состава может изменяться, в зависимости от уровня преступности", и увеличиваться по решению Кабмина.
По-разному альтернативные законопроекты предлагают формировать состав конкурсной комиссии по отбору кандидатов на руководящие должности НБФБ/финполиции. В проекте 8157-1 предлагается такой состав: 3 кандидата от общественного совета при НБФБ и по одному члену от комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности, от комитета ВР по налоговой политике, от министра финансов, от Нацагентства по вопросам госслужбы, от съезда адвокатов, от Всеукраинской конференции работников прокуратуры.
В проекте 8157-2 комиссия состоит из 3 представителей общественного совета при финансовой полиции, 3 представителей Кабмина и 3 представителей международных организаций, которых, впрочем, тоже назначет министр финансов: от Комитета экспертов Совета Европы по оценке средств борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL), от Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и Группы по разработке фин6ансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
В первом варианте комиссия считается работоспособной при назначении 6 человек, во втором – 7. В обоих вариантах руководитель избирается на 5 лет и не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Какую финансовую полицию выберут для Украины народные депутаты – покажет обсуждение законопроектов и голосование.
- За ипотеку на уничтоженное войной жилье могут списать проценты – в Раде зарегистрировали законопроект
- Совет обратился к Конгрессу США о признании россии государством-спонсором терроризма
- «Эти фамилии уже появлялись в прессе»: Стефанчук рассказал о депутатах, бежавших за границу
- В Украине ввели чрезвычайное положение. Рада поддержала